126. Морис Людвигович Роживю
Маросейка 15 (Маросейка, дом Тушниной)
Газета «Новое Время» №7585 [1897]
За кулисами чайной торговли.
МОСКВА.
(Корреспонденция «Нового Времени»).
На одной и той же странице, даже на одном столбце «Московских Ведомостей» (№ 70) появились две публикации - «К. и С. Поповы» и г. «Роживю», взаимно одна другую уничтожающие. По внешности и форме, обе публикации, видимо, рассчитаны на то, чтобы произвести на читателя импонирующее сильное впечатление, обе занимают много видного в газете места напечатаны крупным шрифтом и имеют немало подчеркнутых выражений. Фирма «К. и С. Поповы» торгует китайскими чаями, а «Роживю» - цейлонскими чаями, и каждая старается поставить себе не то в достоинство, не то в заслугу, что одна торгует чаем только китайским, а другая только цейлонским. Первая ссылается на то, что большинство торговцев примешивают будто бы к чаю китайскому - индийский и цейлонский, этим как бы портят чай китайский, а она, видите ли, «мешаным чаем никогда не торговала и не торгует». Поневоле молвишь, как сильно это сказано, а между тем как это не верно и с действительностью не согласно. Фирма ‹К. и С. Поповы» не мешает чай индийский с китайским, это правда, но ведь и другие фирмы его не мешают, стало-быть, указывать на других, да еще как на большинство торговцев, не следовало. Другое дело чай цейлонский. Этот чай примешивают очень много чайные торговцы, но составляет ли такая примесь прямую фальсификацию продукта – вопрос по меньшей мере спорный, потому что чай цейлонский имеет, особенное качество - большого настоя, каким в гораздо меньшей степени обладает чай китайский. Таким образом, чай цейлонский во всех низких сортах как бы пополняет недостатки чая китайского, не вредя его достоинству. Бесспорно, лучше каждому продукту идти к потребителю с открытой головой, под своим именем и кличкой, но нельзя видеть ни подлога, ни проступка в том, что чай цейлонский примешивают в пропорции 15-20 процентов к чаю китайскому. Ведь примесь или смесь под именем «сортировки» одного китайского чая само Товарищество «К. и С. Поповы» совершая ежедневно, в целом строе сортировочных барабанов своего рассыпочного помещения, не находит же, как видно, особой заслугой, ибо благоразумно об этом умалчивает. А между тем такая сортировка-смесь чуть ли не десятка сортов разного китайского чая производится в один конгломерат, который подносится потребителю, как бы снятый уж если не с одного чайного дерева, то, по крайней мере, с одной чайной плантации. Что же это такое, как не смесь сочиняемая усмотрением сортировщика рассыпочного отделения? Чай китайский также разнообразен по своим качествам и виду, как разнообразен любой продукт русского огорода – капуста, огурцы, картофель, и цена ему на месте существует от 8 до 80 лан за покуль (147 русских фунтов). Судите же сами: если фабриканты чая - китайцы ценят его один перед другим на столько выше и дороже, что разница выходит за русский фунт, как гривенник и рубль, то, полагаем, достоинство чая настолько не равно, что сортировка его ничуть не лучше такой же сортировки и с цейлонским чаем.
Другая сторона этого забавного состязания в рекламировании своей лавочки: г. Роживю, торговец цейлонским чаем, старается уверить публику, что чай «цейлонский во многих отношениях выше китайского», и что он, Роживю, «представитель для всей России цейлонских плантаторов»*). Все это в некоторых чертах, пожалуй, верно, но далеко не верно в том, что будто чаи цейлонские выше и вкуснее чаев китайских. Везде и всюду цейлонский чай примешивается к китайскому исключительно только из-за большего настоя, но не думаем, чтобы кто-нибудь из русских знатоков-потребителей предпочитал высокий сорт цейлонского против чая китайского. Покуда это настолько верно, что уверять в противном - значит заведомо называть вещи не присущим им названием.
Реклама, как всякая реклама, не ищет истины, а ищет барыша для хозяина рекламы. Прибегать к ней такой солидной фирме, как «К. и С. Поповы», едва ли следовало, тем более, что она же, эта фирма ведет настойчивые опыты насаждения и культуры чайного куста на Кавказе, - опыты, за которые всякий русский человек не может не сказать, спасибо. Надо заметить, что в чайной торговле дошли теперь до того, что посредникам-торговцам скидку делают в 20%; товар дают в кредит в 6-9 месяцев; барыша себе присчитывают 10%‚ да еще хотят, чтобы товары их, считали, почему-то, вне конкуренции. Выходит так, что многие чаеторговцы на цену в 2 р. и 1 р. 60 к. за фунт развешивают чай оптовой стоимости 1,22 к. и 1,03 к. Попробуйте отнять пошлину на чай, 80 к. за фунт, без различия цены и качества продукта, - и выйдет, что на цену 2 р. за фунт развешивают чай в 42 к.; на цену в 1 р. 60 развешивают в 23 к.
Н. Чукмалдин.
*) Что касается до «представительства цейлонских плантаторов», то, право, это так широко сказано, что лучше было бы не поддерживать подобного заявления. Г. Роживю представитель в России лишь некоторых плантаторов Цейлона, но отнюдь не всех и даже не большинства из них, ибо он наравне с другими покупает зачастую чай цейлонский в Коломбо на Цейлоне и на аукционах в Лондоне.















![Реклама в "Потребительская и справочная книжка г. Москвы на 1909 г. Общества попечения о бедных и больных детях" [1908]](/site/assets/files/1394/1275.0x100.jpg)
![Реклама в журнале «Нива» №52 [1896]](/site/assets/files/1394/1364.0x100.jpeg)
![Реклама в «Торгово-промышленная адресная книга Москвы» [1894]](/site/assets/files/1394/1382.0x100.jpg)
![Реклама в газете «Киевлянин» №285 [1898]](/site/assets/files/1394/1927.0x100.jpg)
![Реклама в газете «Киевлянин» №320 [1898]](/site/assets/files/1394/1928.0x100.jpg)
![Реклама в газете «Киевлянин» №28 [1899]](/site/assets/files/1394/1929.0x100.jpg)
![Реклама в «Вся Россия». Том II [1899]](/site/assets/files/1394/1930.0x100.jpg)
![Реклама в журнале «Живописное обозрения» №3 [1896]](/site/assets/files/1394/1931.0x100.jpg)
![Реклама в журнале «Живописное обозрения» №17 [1896]](/site/assets/files/1394/1932.0x100.jpg)
![Реклама в журнале «Всемирная иллюстрация» №1401 [1895]](/site/assets/files/1394/1933.0x100.jpg)
![Реклама в журнале «Живописное обозрения» №17 [1896]](/site/assets/files/1394/1936.0x100.jpg)
![Реклама в журнале «Всемирная иллюстрация» №1414 [1896]](/site/assets/files/1394/1942.0x100.jpg)
![Реклама в «Адрес-календарь г.Варшавы» [1899]](/site/assets/files/1394/1577.0x100.jpg)
![Реклама, Газета «Новое Время» №6082 [1893]](/site/assets/files/1394/6082_1893.0x100.jpg)
![Реклама, Газета «Новое Время» №6093 [1893]](/site/assets/files/1394/6093_1893.0x100.jpg)
![Реклама, Газета «Новое Время» №6170 [1893]](/site/assets/files/1394/6170_1893.0x100.jpg)
![Реклама, Газета «Новое Время» №6707 [1894]](/site/assets/files/1394/6707_1894.0x100.jpg)
![Реклама, Газета «Новое Время» №7051 [1895]](/site/assets/files/1394/7051_1895.0x100.jpg)
![Реклама, Газета «Новое Время» №7059 [1895]](/site/assets/files/1394/7059_1895.0x100.jpg)
![Реклама, Газета «Новое Время» №7448 [1896]](/site/assets/files/1394/7448_1996.0x100.jpg)
![Реклама, Газета «Новое Время» №7449 [1896]](/site/assets/files/1394/7449_1896.0x100.jpg)
![Реклама, Газета «Новое Время» №8147 [1898]](/site/assets/files/1394/8147_1898.0x100.jpg)
![Реклама, Газета «Новое Время» №7114 [1896]](/site/assets/files/1394/7114_1896.0x100.jpg)
![Реклама, газета «Новое Время» №7482 [1897]](/site/assets/files/1394/7482_1897.0x100.jpg)
![Торгово-промышленная адресная книга города Москвы [1895]](/site/assets/files/1394/torgovo-promyshlennaia_adresnaia_kniga_goroda_moskvy_1895.0x100.jpg)

![Реклама, журнал «Нужды деревни» №11 [1899]](/site/assets/files/1394/rsl01013267537-3.0x100.jpg)
![Реклама, журнал «Всемирная иллюстрация» № 16(1472) [1897]](/site/assets/files/1394/rsl01013189304-28.0x100.jpg)
![Реклама, журнал «Всемирная иллюстрация» №1(1457) [1897]](/site/assets/files/1394/rsl01013189268-34.0x100.jpg)
![Реклама, журнал «Всемирная иллюстрация» №10(1414) [1896]](/site/assets/files/1394/rsl01013189163-32.0x100.jpg)
![Источник: газета «Московский листок» №41 [10 февраля 1899]](/site/assets/files/1394/20251204.0x100.jpg)
![Газета «Новое Время» №7585 [1897]](/site/assets/files/1396/7585_1897.0x100.jpg)