Письмо Л.Н.Толстого

С. В. Перлову.

1898 г. Октября 12. Я. П.

Милостивый государь Сергей Васильевич.

Обращаюсь к вам с просьбою о денежной помощи Кавказским духоборам, находящимся в очень тяжелом положении. Люди эти, стараясь исполнить в самой жизни учение Христа, которому они следуют, не могли исполнить требуемой от них правительством воинской повинности и потому подверглись жестокому гонению. Гонение это было так упорно и безжалостно — их и истязали, и ссылали, и запирали в тюрьмы, и разоряли целые селения, выгоняя их из жилищ и поселяя в татарских деревнях — что они решили просить позволения выселиться за границу. Позволение это было дано им, но они так разорены за эти последние года гонений, что у них нет средств для переезда в Канаду, где им предлагается земля и где условия более всего подходящи. Часть их, 1100 душ, была выселена на о. Кипр квакерами, которые взяли на себя отчасти заботу об этом переселении. Но выбор места был так неудачен, что переехавшие на Кипр болеют и мрут там. Их нужно перевести в Канаду. Остающиеся на Кавказе 6000 душ частью уже распродали свое имущество и готовятся к переезду, частью же продают то, что имеют, и стремятся всеми силами избавиться от тех ужасных условий, в которые они поставлены. На переезд всех 7000 человек по железным дорогам и по морю и на первое обзаведение и продовольствие необходимо по меньшей мере по 100 р. на душу, а всего их имущества набирается не более 350 000 рублей. Так что недостает очень много. Английские квакеры и другие лица пожертвовали и жертвуют еще, но всего этого мало. И вот я решил обратиться к добрым и богатым русским людям, частным образом, так как подписка не разрешается, с просьбой помочь этим высоконравственным и несчастным (в особенности женщины, дети, старики) — людям. Дайте, сколько найдете возможным, и вы сделаете несомненно доброе дело.

Если вы найдете нужным ответить мне, адресуйте: Тула.

В ожидании ответа, остаюсь уважающий вас

Лев Толстой.

12 окт. 1898.


«Тамбовские епархиальные ведомости» №20 [1913]:
Дивная обитель! - Это великое создание великого богопросвещенного ума...
Здесь все любовью старца дышит,
Здесь все о нем лишь говорит...
Но откуда текли эти громадные средства, которые требовались на создание этой богатой и благоустроенной во всех отношениях обители?
Господь воздвиг в помощь старцу еще при жизни его щедрого благотворителя и помощника в лице богатого Московского купца Сергея Васильевича Перлова и супруги его Анны Яковлевны.
Удивительный был человек С. В. - Щедрость его не знала границ. Все самое дорогое и ценное в монастыре - все было сделано им.
 Этот грандиозный собор, богадельня, приют, типография, живописная - все это строилось и содержалось можно сказать, только на средства С. В. И мало того, что он помогал вообще обители, он открывал свои щедроты и для каждой монахини, лишь бы он заметил какую-нибудь нужду ее!
Однажды некоторые сестры, растроганные его щедростью, сказали ему: Сергей Васильевич! - Вы так много делаете для Шамордина, да еще и отдельно утешаете - ведь этак монашенки вас совсем разорят». У С. В. блеснули слезы на глазах и он серьезно сказал: «не говорите этого. Вы не знаете, что с тех пор, как я стал возиться с монашенками, мои торговые дела пошли так, как никогда. Я понимаю, что за них Господь меня благословил»…
Так видимо на сей св. обители лежит печать особенного Божьего смотрения, особенного Божьего благоволения и благословения.


Газета «Новое Время» №12487 [1910]:
Вчера скончался на 78 году жизни один из видных представителей чайной торговли С.В. Перлов, основатель известной по всей России чайной фирмы. Лет 30 назад покойный занимался широкой общественной деятельностью и в русско-турецкую войну стоял во главе комитета по сбору пожертвований на нужды раненых. Знаменитый китайский дипломат Ли-Хун-Чанг во время пребывания в Москве жил у Перлова.


Газета «Коммерсант» №403 [14 декабря 1910]:
Вчера, 13 декабря скончался Сергей Васильевич Перлов, глава известного московского торгового дома "Сергей Васильевич Перлов", одной из стариннейших фирм Москвы. Возникновение этого предприятия относится к 18 веку, когда употребление чая только что стало распространяться в России и лишь установились правильные торговые сношения России с Китаем. С течением времени и развитием дела, в роде Перловых образовались два, совершенно самостоятельных торговых дома, один из которых, учрежденный под фирмою: "Сергей Васильевич Перлов" - старшим представителем рода Перловых скончавшимся вчера Сергеем Васильевичем Перловым -занял в последнее время одно из видных мест по сбыту чая.
В 1886 году Сергей Васильевич Перлов принял к себе в торговый дом полным товарищем зятя своего, Иннокентия Ивановича Казакова, совместно с которым и вел дело, как глава предприятия. Дело Сергея Васильевича Перлова развивалось с каждым годом и в последнее время торговый дом имел свыше 40 отделений, в которых работали тысячи служащих рабочих.
В общественных и коммерческих кругах имя С. В. Перлова пользовалось заслуженным почетом. Смерть его, несомненно, вызовет искреннюю скорбь у всех, знавших покойного.


Газета «Коммерсант» №451 [15 февраля 1911]:
Сергей Васильевич Перлов
За смертью потом. двор. Сергея Васильевича Перлова, оставшийся член т. д. потом. Почетн. граж. Иннокентий Иванович Казаков принял в оный на правах полного товарища жену свою Варвару Сергеевну Казакову, как наследницу отца своего умершего Перлова, и они, Казаковы, продолжают действия т. д. под тою же фирмою.

Газета «Коммерсант» №681 [7 декабря 1911]:
Т-во «Сергей Васильевич Перлов»
Опубликован устав товарищества на паях чайной торговли "Сергей Васильевич Перловъ" в Москве, учреждаемого для продолжения и развития торговли чаем, сахаром, кофе прочими товарами, производимой торг. домом "Сергей Васильевич Перлов" в Москве, С.-Петербурге и других городах.
Учредители товарищества - торг. дом "Сергей Васильевич Перлов", в лице пот. поч. гражд. И. И. Казакова и жены его В. С. Казаковой, пот. дворянка А. Я. Перлова, пот. поч. гражданка Е. С. Бахрушина и пот. поч. гражданка Л. С. Бахрушина.
Основной капитал товарищества определен в 2.500,900 р., разделенных на 500 паев, по 5.000 руб. каждый,
Местопребывание правления товарищества - в Москве.


Газета «Коммерсант» №1526 [13 декабря 1914]:
Ходатайство товарищества С. В. Перлова.
Т-во чайной торговли С. В. Перлов с сыновьями в Москве обратилось в отдел промышленности с ходатайством о предоставления ему 2 милл. руб. в валюте для уплаты в Лондоне за приобретаемый фирмой чай и кофе.
Особое совещание С. Д. Гана постановило выяснить, какая часть этой суммы требуется для уплаты за чай и какая сумма - за кофе. Соответствующий запрос послан в московское правление фирмы.


Газета «Коммерсант» №1643 [2 июня 1915]:
Т-во С. В. Перлов.
Под председательством К. Н. Солодовникова состоялось годичное общее собрание пайщиков т-ва на паях чайной торговли «Сергей Вас. Перлов», на котором были рассмотрены баланс и отчет за 1914 год. Минувший 3-й операционный год т-во закончило с чистой прибылью в сумме 531,140 руб. Из полученной прибыли постановлено отчислить на уплату промыслового налога 130,192 руб., в погашение учредительских расходов 1,287 руб., на образование пенсионного капитала служащих 33,153 руб., в запасный капитал 150,000 руб. В дивиденд пайщикам постановлено выдать 200,000 руб., что составляет 8% на основной капитал, или по 400 руб. пай, а остаток прибыли отнести к счету прибылей и убытков следующего года (16,507 руб.) Баланс сведен в сумме 7,966,118 руб. Основной капитал 2,500,000 руб., запасный до отчисления 275,000 руб. и капитал погашения 127,374 р. По утверждению отчета баланса, были произведены выборы должностных лиц.


Газета «Церковные ведомости» №42 [1908]:
От 12-26 сентября 1908 г. за № 6296, постановлено: присвоить церковно-приходским школам: а) Одигитриевской г. Калуги наименование «В. М. Ковригина» и б) Булатовской, Козельского уезда, наименование устроивших эту школу потомственных дворян Сергея Васильевича и супруги его Анны Яковлевны Перловых «Перловых».


Газета «Епархиальные ведомости, Калужский церковно-общественный вестник», №3 [1910]:
Похороны Сергея Васильевича Перлова.
13 декабря 1910 года скончался в Москве известный благотворитель Сергей Васильевич Перлов. В Козельском и Перемышльском уездах он был весьма популярен, как устроитель женского Шамордина монастыря, здесь он построил великолепный храм, завел много просветительных учреждений, и содержал на свои средства монастырь, имеющий до 600 сестер. В Козельском уезде где у него было имение в селе Булатове, он не менее прославился своею редкою благотворительностью. Не говоря уже о том, что в селе Булатове его неустанными заботами восстановлен и благоукрашен обветшавший храм и построена величественное здание цер. прих. школа, он всегда отзывался на нужды и окрестных жителей, оказывал им материальную помощь, иногда довольно значительною, в частности, г. Козельск пользовался его особенным вниманием: он, по собственной инициативе, вносил свою немалую лепту на общественные, просветительные и благотворительные учреждения. За все это город почтил его по смерти торжественными - встречею и проводами его последних останков к месту его упокоения - Шамординому монастырю, где у него заранее была приготовлена усыпальница. Умер С. В. Перлов 13 декабря, 16-го совершено там же погребение и в тот же день вечером гроб с прахом покойного, в сопровождении многочисленных родственников и знакомых его, отправился на Брянский вокзал, для следования в Козельск, а оттуда в Шамордин монастырь.
В 5 часов утра 17-го числа к дебаркадеру Козельского вокзала плавно подошел экстренный поезд, а на вокзале уже дожидалось множество городской публики, во главе с исправником и городским головою, здесь собралось городское и окрестное духовенство. По прибытии поезда, были отслужены в вагоне панихиды Оптинским иеромонахом Палладием, при пении монахинь из Шамордина; по тесноте вагона, который утопал в бесчисленном количестве венков, публика не могла поместиться во время панихиды в вагоне, и даже родственники и жена его, и то стояли на платформе.
Через час, гроб был вынесен из вагона и, в предшествии всего духовенства, внесен в вокзал, где возложены были на гроб два венка: от города и ремесленного училища; затем, началась большая панихида, которую служило все духовенство, во главе протоиреем о. Василием Королевым, при пении Козельских певчих. По окончании панихиды произнесена была у гроба речь священником с. Хозец о. Ненарокомовым и в 7 часов похоронный кортеж, при пении "Святый Боже" сопровождаемый похоронным маршем музыки вольно пожарной дружины, направился из вокзала к городу. За гробом следовали десятки экипажей с родственниками и знакомыми, из которых многие шли пешком всю дорогу, а за ними на десяти подводах везли венки, числом до ста; процессия растянулась чуть не на версту и двигалась медленно, часто останавливалась служением литий многочисленными почитателями его, против кладбищенской церкви отслужена была большая панихида. При приближении к городу публика все увеличивалась и присоединялась к процессии, а в самом городе, та улица, где должна была проходить процессия, буквально вся была усеяна народом. Недалеко от почтовой конторы встретили процессию ученики ремесленного училища в полном составе, во главе с заведующим г. Толстогузовым. Ученики были расставлены в две шеренги, при приближении гроба, они, по знаку заведующего, сняли шапки, и о. законоучитель их свящ. Городецкий отслужил панихиду, немного дальше, на перекрестке, была отслужена таковая же панихида от города - всем духовенством. Проводивши до конца города, по направлению к Оптиной пустыни, Козельское духовенство, певчие и музыка, а также и многие горожане оставили похоронную процессию. В оптиной пустыни, процессия была встречена, сонмом монашествующих, с о. арх. Ксенофонтом во главе, в облачениях, была отслужена панихида, и затем гроб был поставлен на сани, - процессия направилась через д. Стенино к Шамординому монастырю. В с. Прысках и Полошкове местные священники выходили в облачениях, служили панихиды и провожали гроб по селу. В Шамордине гроб торжественно был встречен Калужским Владыкою, Преосвященнейшим Вениамином с архимандритом Лаврентием и священниками ближайших сел. В тот же день было совершено всенощное бдение, при чем канон читал сам Владыка. На другой день совершена Преосвященнейшим Вениамином поздняя литургия, при участии арх.: Ксенофонта и Лаврентия, благочинного – прот. Смирнова и нескольких соседних священников и иеромонахов. После литургии совершена была большая панихида Владыкою. Служение сопровождалось стройным, умилительным пением превосходного монастырского хора. После панихиды гроб был перенесен в, приготовленный самим С. В. задолго до смерти, склеп, и, при последнем "прости", опущен в могилу. Обряд похорон окончился в 2-м часу дня. Все присутствующие были приглашены к поминальной трапезе.

РЕЧЬ,
произнесенная на Козельском вокзале пред гробом почившего С. В. Перлова.

Пред моим взором множество венков, окружающих дорогой нам гроб незабвенного Сергея Васильевича. О чем они говорят, эти вещественные венки? Говорят о том сердечном расположении и глубокой благодарности к почившему, каковые он заслужил своими многочисленными и разнообразными делами на пользу общественную, говорят о той нелицеприятной любви и неумирающей благодарности к нему тех, которых он облагодетельствовал. Прими, почивший С. Васильевич и от лица моего прихода благодарную память за твои благодеяния, а они были важны.
Лет 6-7 тому назад в моем приходе были один за другим два пожара: сгорели дотла две деревни. Обездоленные убитые горем, несчастные погорельцы буквально пришли в отчаяние, совсем потеряли голову. И что же? Не успел еще умирающий костер потухнуть, как является к ним доверенный Сергея Васильевича, ободряет их и, по его поручению, вручает им значительную субсидию. Воспрянули духом несчастные, чутким сердцем поняли они, что свет еще имеет добрых, отзывчивых на людское горе, людей. И как дорога им была первая помощь в самую горькую минуту их жизни. Не могу умолчать и о том расположении, какое оказывал почивший нашей школе. При всякой встрече с ним, он с большим вниманием интересовался делами нашей школы, до мелких подробностей следил за ходом нашей школьной жизни и, с какою сердечностью ласкал он детишек, приходивших к нему. В прошлое лето при его благосклонном участии наша школа имела возможность совершить экскурсию в его любимый монастырь - Шамордино, - найти там самый теплый прием и любоваться дивными произведениями его неустанной работы.
Всеправедный Судия! воздай почившему по заслугам в своих небесных чертогах, любвеобильному печальнику народному. От нас же глубокоуважаемый С. Вас. прими вечную, благодарную память с искреннею мольбою об упокоении твоей сострадательной души в светлых обителях небесного Владыки.
Священник села Хозец А. Ненарокомов.


Газета «Епархиальные ведомости, Холмско-Варшавский епархиальный вестник», №22 [1884]:
Избрание и утверждение церковных старост
Избранный Советом Варшавского Александринско-Мариинского девичьего института на должность церковного старосты Институтской церкви Московский 1-ой гильдии купец потомственный почетный гражданин Сергей Васильевич Перлов, с удовольствием изъявивший согласие на предложенную ему должность, Архипастырскою Его Высокопреосвященства резолюцией 26 минувшего Октября утвержден в означенной должности на место надворного советника Александра Карнеева, согласно его прошению, о от сей должности уволенного.


Газета «Русский инвалид» № 24 [30 января 1911]:
Дар музею 1812 года.
Покойный С. В. Перлов еще при жизни передал свою коллекцию оружия в музей 1812 г.
В настоящее время П. В. Казаков, исполняя желание покойного жертвователя, не успевшего осуществить фактическую передачу, переправил все собрание в помещение склада музея 1812 г., в Потешный дворец.
Коллекция состоит из образцов очень старинного оружия, из которых многие относятся к XVI и XѴII векам и собрана во время многократных поездок С. В. Перлова по Сибири.
Кроме того, есть образцы оружия как военного, так и охотничьего XѴIII и XIX вв., среди которого имеются и кремневые ружья, карабины, мушкетоны, пистолеты и холодное оружие, бывшее в употреблении в 1812-1820 годах.
Это собрание может представить собою как бы историю развития ручного оружия с XѴI века до конца XIX. ("Русск. Сл.")